Я - учитель

«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Школа встретила меня
Цветами у порога.
Неуверен первый шаг,
Но совсем немного.
Голос лишь слегка дрожал,
Взгляд был напряженным.
Как начать и что сказать,
Чтоб ребенок понял? 

Я – педагог. Это стало ясно в конце восьмого класса, когда передо мною стал выбор, куда поступать. Вернее, даже выбирать не пришлось. Я с детства мечтала о работе с детьми. С гордостью могу сказать, что я работаю с детьми. Но учителем начальных классов я стала много позже. Вслед за сыном перешла из детского садика работать в школу воспитателем группы продлённого дня. Позже закончила Кубанский Государственный Университет и стала учителем!

Когда впервые на торжественной линейке повела за собой первоклашек, дух перехватило, смогу ли я этих ребят научить? Какая это ответственность перед ребятами, перед родителями! Эта мысль преследует меня вот уже двенадцатый год работы учителем! И все яснее для меня слова К.Д Ушинского, который писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
Школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию, появилось стремление подняться к вершине, на которой написано «Учитель» с большой буквы. Я осознаю, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету, сформировать личность, понять ее и сделать это так, чтобы ученик не заметил, как все произошло. Сложно, но нужно. И начала я свою работу с выстраивания между мною и ребятами, между самими ребятами мостиков под названиями Уважение, Дружба, Взаимопонимание, Взаимовыручка, Сочувствие. Вот когда ребёнок чувствует себя комфортно в классе, тогда и учится он с желанием. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. 

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? 

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Учу прежде всего содержанию, а не форме. Это применимо ко всем областям знаний и человеческого опыта, необходимо для правильного развития и становления духовной жизни ребёнка: научение внешним формам благочестия никогда не приводит к правдивости и духовной глубине. Считаю, что формальные знания опасны тем, что при определённом количестве они начинают восприниматься как формальность. Учу детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.  

Новый общеобразовательный стандарт обозначает важность и необходимость духовно-нравственного воспитания школьников. С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации был введен обязательный для изучения в четвертом классе комплексный учебный курс: «Основы религиозных культур и светской этики». Родители четвероклассников получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». Я считаю это важным шагом в воспитании подрастающего поколения. Так как данный предмет по-настоящему даёт возможность понять культуру, которая в школе уже изучается. У подрастающего поколения нет интереса к русской литературе, живописи, классической и народной музыке, потому что дети не понимают о чём говорит, о чем размышляет автор, что чувствует герой, отчего страдает. Ребенок не понимает такие понятия как «Бог», «благочестие», «целомудрие», «грех», «совесть», «послушание». Ещё в 2011 году курс православной культуры я включила во внеурочную деятельность в виде кружковой работы в своём первом классе. В ККИДППО прошла курсы, которые открыли для меня необъятные горизонты моей православной культуры. Увидела, что детям нравится предмет, что они с большим интересом впитывают новые знания. И когда мне предложили взять часы ОПК, я с радостью согласилась. Да, не все родители с восторгом отправляли своих детей на этот урок. Даже некоторые мои коллеги не разделяли мою радость введения ОПК. Чувствовала огромную ответственность перед детьми, родителями, коллегами. 

Наша страна долгие десятилетия находилась в духовном вакууме. Вследствие чего в нашем современном обществе утрачены истинные нравственные ценности. При помощи средств массовой информации, бульварной литературы, доступной каждому, истинные идеалы заменены на ложные. С экранов телевизоров внушается, что сильный тот, у кого в руках автомат, свободный тот, у кого деньги и власть. Без стыда в программах новостей муссируются во всеуслышание недетские темы. А ведь у экранов дети! Ребёнка можно сравнить с молодым побегом. Куда наклонишь его, туда и будет расти. А ещё человека можно сравнить с сосудом. Что в него будут вкладывать с самых ранних лет, то и будет в нём преумножаться в дальнейшей жизни. Каким  же станет  молодое деревце через несколько лет, чем же будет наполнен этот прекрасный сосуд, если наши дети видят и слышат одни беззакония? Слово «любовь» вызывает у современных школьников неоднозначные смешки. Получается, что в нашем обществе уже нет места самому светлому, главному чувству – Любви! Люди чаще стали испытывать друг к другу чувства противоположные – недоверие, соперничество, зависть, осуждение, не говоря уже о ненависти, злости, гневе. По современным понятиям всё в мире человека должно идти к человеку, т.е. к самому себе. «Бери от жизни всё!» - вот лозунг нашего общества. «Надо успеть пожить для себя», - думает большинство. Насмотревшись безнравственных телепередач, наигравшись в компьютерные игры, наши дети становятся бездушными эгоистами. Если так будет продолжаться и дальше, то наше общество может превратиться из богоподобного в звероподобное. И именно поэтому выбор предмета "Основы православной культуры" – очевиден и желателен. И поэтому, думаю, что задача учителей этого курса состоит в том, чтобы открыть им новый духовный мир, в котором главными ценностями являются любовь, ответственность, послушание, честность, трудолюбие, бескорыстие, самопожертвование, взаимовыручка. В своей работе с детьми руководствуюсь педагогической идеей святого равноапостольного Николая Японского: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о своем предмете, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о своем предмете.» Считаю, что важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, и других соблазнов. Отец Иоанн Кронштадтский обращает свой призыв к нам: "Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время".

Программа  курса «Основы православной культуры» имеет своей целью духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия. Главной задачей курса является приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям. 

Разные и очень важные темы рассматриваются на уроках. Приведу только некоторые из них. Из темы урока «Заповеди» ребята узнают, что наши православные предки жили и воспитывали своих детей по заповедям Божьим. Из них первые четыре говорят о любви к Богу, следующие шесть – о любви к ближнему. Пятая гласит о любви к родителям: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Изучая каноны православной семьи, ребята узнают, что в православной России почти не было разводов, жили большими дружными семьями, а дети почитали своих родителей. Только Божественное устройство семьи гарантирует ее сохранность и семейное счастье. Мы живем в то время, когда люди усомнились в этих Божьих принципах, которые сохраняют цельность, красоту и счастье семейного очага. И вот, если наши дети усвоят сейчас иерархию подчинения:
– Церкви – Христу
– Жены – мужу
– Детей – родителям, 
то в нашей стране будет гораздо больше счастливых семей.

Рассуждая с ребятами на тему «Христианин в труде» мы находим ответ на вечный вопрос, как родителей, так и детей, «зачем учиться?» Оказывается, наши прадедушки и прабабушки учились «во славу Божью, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». В таком подходе к учёбе и кроется секрет добросовестности наших предков, которые всё делали на совесть. Наши русские умельцы были искусными мастерами. Они-то знали из книги «Бытие», что Господь после того как сотворил целый мир дал оценку результату своих трудов: «Весьма хорошо». Если Сам творец так делал, то мы, творение Его не должны ли так же поступать? 

На уроках ОПК ребята с большим интересом узнают о роли православия в исторической судьбе России. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма. Ребята узнают о защитниках Отечества: Александре Невском, Илье Муромце, Дмитрии Донском, Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, Александре Суворове, Фёдоре Ушакове, Георгии Жукове. Все эти полководцы были глубоко верующими людьми. Они в битве с врагом более уповали на Бога чем на себя. Вот истинные герои, на которых должны хотеть быть похожими наши современные мальчишки. Зная свою историю, каждый гражданин смог бы повторить вслед за А.С.Пушкиным: «Клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел переменять Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой Бог нам её дал».  

За время преподавания «Основ православной культуры» я стала свидетелем начала преображения многих своих учеников. Из шумных и конфликтных они стали превращаться в умеющих думать людей. Ребята учатся делать выводы из сложившихся ситуаций, они стали лучше понимать себя, одноклассников, родителей. И в своих сочинениях, которые ребята пишут на своём последнем уроке ОПК, подтвердили мои наблюдения конкретными примерами: кому-то захотелось прочитать Библию, многие ребята стали бороться со сквернословием, больше помогать взрослым, одноклассникам, стали прощать обиды. Вот что написал один из моих учеников Белентьев Егор: « Я пришёл на урок с удивлением, я его представлял по-другому. Но я многому научился, когда мне стали рассказывать о православии. Мне понравился урок о богатствах на небе, и как их надо зарабатывать. Раньше я говорил своим коллегам по классу: «Твои проблемы». А сейчас я стал помогать тем, кто в беде, и дети меня поблагодарили, и я стал заместителем командира класса. Мне бы хотелось, чтобы этот урок был до одиннадцатого класса. Будущие четвероклассники, слушайте учителя и делайте добро! Я всегда ходил на урок с удовольствием».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание…». Думаю, что именно учитель обладает великой силой владеть сердцами своих учеников. Для меня прежде всего это большая ответственность перед Богом за детей, которых мне доверили их родители. В Евангелии сказано: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Поэтому, владея сердцами "малых сих", как же надо быть учителю осторожным и в словах своих, и в поступках!

Есть такая поговорка «На работу, как на праздник»! Именно под таким девизом я хожу в школу на работу каждый день. Иду и думаю, что сегодня я скажу своим друзьям, как пройдёт день, успею ли всё, что запланировала? Завтра настанет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Будущее моей православной Родины.

8 комментариев:

  1. Анонимный6 марта 2013 г., 5:57

    Такое счастье любить свою работу! Я за Вас очень рада!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный18 мая 2013 г., 20:03

    Учитель с большой буквы.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Георгиевна! Вы счастливейший учитель! Ведь счастье - осознавать, что ты "владеешь сердцами своих учеников"!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, уважаемая Лариса Васильевна! "Владеть сердцами своих учеников"...Для меня прежде всего это большая ответственность перед Богом за детей, которых мне доверили их родители. В Евангелии сказано: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Поэтому, владея сердцами "малых сих", как же надо быть осторожным и в словах своих, и в поступках!

    ОтветитьУдалить
  5. Христос Воскресе! Ирина Георгиевна! Да, владея сердцами детей, не забывать о главном Учителе нашей жизни, Боге. Замечательное эссе. А вот я еще при подготовке к конкурсу не написала его.http://orcse.ucoz.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во истину Христос воскрес!
      Здравствуйте, Ольга Александровна! Очень приятно с Вами познакомиться! Я уверена, что Ваше эссе будет готово в срок! Желаю Вам успехов!

      Удалить
  6. Ирина Георгиевна, в школу благодаря вашим стараниям и терпению и дети идут, как на праздник. Спасибо большое Вам за это! Для меня большим счастьем было, когда в конце каникул Данил сказал: " Надоело сидеть дома. Хочу уже в школу."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Наталья, за добрые слова! Я думаю, что когда сам учитель хочет в школу, тогда и дети хотят в школу! Говорят, чудес не бывает! Для меня каждый день с моими учениками - день чудес! Чего мы с ними только не переживаем за день! Улыбки, слезы, радость, трудности...Так много интересного! Идет процесс становления ЧЕЛОВЕКА.

      Удалить