Это великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.
Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное
истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия.
Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив
своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся
повсюду. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было
бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею
проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю
время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю.
Ждали Его прихода все жители востока. Их взоры всех были обращены на Иудею,
откуда ожидали Царя, имеющего овладеть вселенной.
Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний
иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах
Иордана, к нему потекли десятки тысяч. Пришли к нему и лицемеры фарисеи и
циничные аристократы саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода
Мессии. Но пророк их встретил неласково. Отметим этот момент особо. Крестилась
вся Иудея, кроме притворно набожных фарисеев и саддукеев, от которых Иоанн,
зная их лживую натуру, потребовал не устного покаяния, а реальных дел добра.
Для иудейских вождей у Иоанна Предтечи не нашлось никакого сочувствия. Это
стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей.
Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит.
Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос и не сразу был
узнан пророком. Подобно всем иудеям, Иоанн ждал Мессию в несколько ином облике
— величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что
пришелец неизмеримо превосходит его. «Мне надобно креститься от Тебя и Ты
ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14) — В каждом слове Иоанна сквозит
удивление. Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда
заключалась в том, чтобы Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в
рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен.
Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более
прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза
окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил,
как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался глас с небес: «Сей есть
Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф.3.7)
Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в
грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.
"Настольная Книга
священнослужителя", т. 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий